Список подводных форумов Подводный форум больных дайвингом.

Регистрация нового дайвераПоискFAQДайверыГруппыГалереяВход
Ответить на тему Страница 1 из 1
Список подводных форумов Подводный форум больных дайвингом. » Клуб любителей экзотического дайвинга » Когда дайвинг был подводным плаванием » Метод Авинкина (испытатели спецснаряжения)
Автор Сообщение
Ответить с цитатой
Сообщение Метод Авинкина (испытатели спецснаряжения)
Описание:  
ЛЕГЕНДЫ СПЕЦНАЗА: Метод Авинкина
http://www.bratishka.ru/archiv/2001/8/2001_8_6.php

Водолазом Валентин Сергеевич Авинкин стал еще в Великую Отечественную войну, работал на судоподъеме, стал глубоководником, водолазным специалистом аварийно-спасательной службы. С 1956 по 1974 год — водолазный специалист разведпункта спецназа ВМФ в Парусном. Авинкин был среди участников первой операции по минированию кораблей, проведенной спецназом ВМФ на учениях в 1956 году. С 1974 года по настоящее время — водолазный специалист ОКБ Трошина. До сих пор ходит под воду на испытания буксировщиков, разработанных этим ОКБ.
Предлагаем вниманию читателей “Братишки” рассказ Валентина Сергеевича Авинкина о становлении спецназа ВМФ.

До конца 1955 года я служил в аварийно-спасательной службе Балтфлота. А потом судьба сделала крутой поворот — меня направили во вновь сформированный разведпункт спецназа ВМФ. Тоже на должность водолазного специалиста, но профиль службы теперь сильно менялся.
В самом начале 1956 года прибыл в часть. Различные авторы почему-то пишут, что наша часть была первой. Ну это их дело. На самом деле первая часть была сформирована на Черном море, в Севастополе. Потом ее перевели на остров Майский. Оттуда и прибыл наш командир Георгий Потехин вместе с несколькими офицерами и матросами организовать часть в Парусном.
Принимаю хозяйство: 47 аппаратов ИСА-М48, 20 аппаратов ИДА-51, гидрокостюмы, водолазное снаряжение особого назначения, в котором по дну топали (ласты у нас позже появились). Была камера всплытия и катушка всплытия. На нее можно было прицепить груз, аккуратно всплыть, осмотреть в специальный водолазный перископ грунт, потом снова спуститься на грунт и продолжать движение. Такое у спецназа было тогда снаряжение.
Начинаем тренировки. Тема — выход из подводной лодки Сначала просто шлюзовались через торпедный аппарат. Потом придумали разборную шлюзовую ванну. Давление в отсеке выравнивается с забортным, ванна заполняется, группа начинает выходить один за другим. Ванна — изобретение полезное. На занятиях по переподготовке около ста человек иной раз за день через нее пропускали. Бывали и нештатные ситуации. Как-то работали с вновь назначенным командиром лодки. “С ванной знакомы?” — спрашиваю его. “Знаком”, — отвечает. Ложимся на грунт, глубина 12 метров. Задули первый и второй отсек, сравняли давление с забортным, открыли переднюю крышку торпедного аппарата. Вроде все в порядке, но чувствую — что-то не так.

Первый водолаз пошел в торпедный аппарат, за ним сразу второй. И вдруг в отсек через открытую крышку ворвалась вода, прихватив с собой второго водолаза. Оба отсека наполнились туманом, из лодки через огромное отверстие торпедного аппарата в виде воздушного пузыря вырвался воздух. Страхующий водолаз, обеспечивавший выход снаружи, так получил воздушной струей, что долго кувыркался, не понимая, где верх, а где низ.
Даю команду — высокое давление в отсек. Захлопывается дверь во второй отсек, грохот воздуха высокого давления, туман. У меня в отсеке 20 водолазов. Но им-то что, они в снаряжении, а мы с командиром барахтаемся в холодной воде. Полдня потом эту воду откачивали.
Что получилось? Командир положил лодку на грунт с плавучестью, близкой к нулевой. Когда первый водолаз вышел, лодка облегчилась, нос чуть приподнялся и через наружное отверстие торпедного аппарата хлынула вода. С тех пор командир заполнял балластные цистерны так, чтоб с запасом припечатать лодку к грунту. А я получил урок. Доверяй, но проверяй, мелочей в водолазном деле не бывает.
В то время не было четких методик и рекомендаций по спецназовским делам. Что можно, а что нельзя, приходилось проверять на себе. Например, на какой скорости можно в снаряжении прыгать с катера? Каким способом — лицом или спиной вперед? С борта или с кормы? Пришлось сначала все делать самому, не посылать же матроса, когда неизвестно, чем все закончится. Потом пробовали десантирование с вертолета. Сначала в снаряжении для хождения по грунту. На кислород переключались при вхождении в воду, иначе — риск баротравмы от удара воды по дыхательному мешку. Отрабатывали четкие действия при посадке на судно, высадку на острова, взаимодействие, сигналы оповещения. Работали с резиновыми лодками, десантировались на воду с парашютом.

Однажды мы получили задачу во время учений заминировать крейсер. К тому времени мы уже начали плавать, получили ласты и костюмы ГКП-4. Ласты были отвратительными, на гидрокостюм не налезали, приходилось их самим переделывать. В комплект подводного диверсанта входил аппарат ВАР-52 (водолазный аппарат регенеративный). Он имел три дыхательных трубки: одна вдоха и две выдоха.
Крейсер, который предстояло заминировать, стоял на ремонте у причала в таллинском порту. Пошли мы в паре со старшиной 2-й статьи Виктором Карповым. На кораблях — повышенная готовность. Матросы на шлюпках ходят вокруг кораблей, баграми в воде шуруют. Маршрут мы прикинули заранее. Идем под водой. Транспорт, два эсминца, снова транспорт, баржи... Вода прозрачная, ночь светлая, штиль, из-под воды корабли отлично видно. Шли без связок, визуально. Подобрались к крейсеру, поставили две магнитные мины и вернулись.
На крейсере суета поднялась. Опускают фару, водолаза спускают. Смотрим — груз надели, а не зажгутовали (в этом виде снаряжения герметизация скафандра осуществляется резиновым жгутом). Давай, говорю Карпову, подойдем, утопят ведь парня. Да и как он им один весь корпус крейсера осмотрит. Подошли на катере, предложили: давайте сами мины снимем. Согласились...
Тогда же провели учения с выходом из торпедного аппарата с последующей атакой объекта. Наша группа высадилась на остров Плиясаар в таллинской бухте, захватила склады и условно их уничтожила.
Потом атаковали базу ВМФ в Таллине. Первоначально в план входила высадка на рейде двух парашютистов-водолазов. Они должны были установить на боновое заграждение термитные шашки. Шашки прогорают, прожигая боны. Боны тонут, лишая порт бонового заграждения. В последний момент командование решило, что это будет слишком дорого. Парашютисты получили задание заминировать другие объекты. В книге “Подводный спецназ” действия по устранению боновых заграждений были описаны как имевшие место. На самом деле это было только в плане.

Вскоре мы начали осваивать “Сирены”. Сначала их делали из корпусов от немецких торпед, но ничего хорошего из этого не получилось. Иногда до анекдота доходило — загоняли “Сирену” в торпедный аппарат кувалдой. Мучились, пока не наладили выпуск буксировщиков на заводе.
Способ выхода буксировщика из торпедного аппарата может быть разным. Можно зарядить ПСД (подводное средство движения) в торпедный аппарат вместе с водолазами, потом вытолкнуть штанговым толкателем и запустить винты. Можно в один аппарат зарядить буксировщик, из другого выпустить водолаза, и опять же ПСД вытолкнуть штанговым толкателем (он входит в штатное оборудование лодки).
Когда подводники первый раз имеют дело с таким оборудованием и боевыми пловцами, непременно испытывают шок. Ребята надевают гидрокостюм, кислородный аппарат, садятся в торпеду, их заряжают в торпедный аппарат... И это матросы срочной службы! Поначалу, в 50-60-х, пока все не отработали до мелочей, разные случаи были. Однажды заклинило “Сирену” в торпедном аппарате. Ни туда ни сюда. Четыре часа возились, слава Богу, в буксировщике людей не было. Экипаж лодки на нас, как на инопланетян, смотрел.
В начале 60-х стали отрабатывать методику выброски на воду с вертолета. Толчком послужил трагический случай, произошедший в вертолетном полку, который обеспечивал космические объекты. Вертолетчики садились на корабли, и группа аквалангистов обеспечивала поиск и подъем всего, что из космоса в море падало. Однажды, в страшную жару, аквалангист долго сидел в раскаленном вертолете. Наконец разрешили взлет. Подошли к объекту. Спустили аквалангиста на лебедке, он у воды отцепился и исчез в волнах... Нашли его через два часа на грунте, мертвого. Сначала перегрев, потом резкое охлаждение, сосуды и не выдержали.
Через некоторое время посмотрел фильм, как американцы на свои космические объекты, упавшие в воду, с вертолетов прыгают. Без всяких лебедок. Надо попробовать. Командир был в отпуске. На свой страх и риск беру вертолет. Начштаба по неведению дал добро. Надеваем гидрокостюмы, взлетаем на Ми-4. Думаю, кого первым пустить? Сам спрыгнешь, а следующих-то как? Со мной Юра Шитов был, лучше всех прыгал с вышки, и Гена Захаров, тот самый, что был потом в охране Ельцина, звание адмирала получил. Решил первым пустить Шитова. Подлетели, на воде уже плавсредство дежурит, чтоб все по уму было. Борттехник жмет кнопку: “Пошел!” Я ему — погоди, здесь я командую. Зависли, высота метров десять, может, больше. Говорю Шитову: “Давай!” Юра прыгнул, вошел в воду.
Всплывает, показывает — все отлично, но высоковато! Я говорю командиру: “Если можно, давай ниже. И не виси, иди малой скоростью”. Он разворачивается, идет со скоростью 30-40 км. О, другое дело! Стал выбрасывать ребят по кругу. Все прошло отлично!
Потом нашли лучший вариант. Берем семиметровый фал, выбрасываем за борт, он наклонно идет за вертолетом. Если фал касается воды, значит высота 5 метров, спрыгивать можно с комфортом. Но тут есть тонкость. Брали на борт 8 человек. Всех одним заходом не десантируешь. После каждого выпрыгнувшего вертолет облегчается и поднимается. Последний будет прыгать метров с семнадцати. Поэтому десантировали по четыре человека в два захода, как можно плотнее друг за другом. Отработали этот вариант. Теперь надо пробовать прыгать с дыхательным аппаратом ИДА-59. Сначала попробовал сам. Нормально, только часы потерял — забыл, что воздух из костюма через манжеты вырывается, когда входишь в воду.

Начали поступать парашюты для выброски на воду. Сначала С-4-В. Начали его испытывать на разных высотах и скоростях. Помню испытания в Феодосии в 1968 году. Надо было испытать этот парашют на скорости выброски 300 км/ч. Ли-2 с огромным трудом дает эту скорость, а других самолетов в нашем распоряжении тогда не было. Прыгали с 1100 метров с задержкой 10 сек. Набрали 1500, пошли со снижением, иначе требуемую скорость Ли-2 не наберет. Самолет весь трясет, не рассчитан он на такие полеты. Начинаю выпускать. Смотрю — у кого крышка от кислородного аппарата полетела, у кого ласты сорвало, у кого еще что-то. Ну ничего, парашюты сработали, все приводнились. А потом сидели, списывали унесенное ветром имущество. Под это дело списали все, что раньше пришло в негодность. Даже гидрокостюм: “Во время испытательных прыжков сорвало динамическим ударом”.
У парашютов С-4-В недостаток был — соты для укладки строп из тесьмы. Они после намокания садились, из-за этого перехлесты были. Как-то в Ленинграде прыгали в водолазном снаряжении с Ан-2 на залив. У Кондакова случился перехлест точно поперек купола. Парашют маленький и весь дырявый, на нем и на сушу-то прыгать нельзя, а тут еще и перехлест! Смотрю — Господи помилуй! Все летят почти рядом, а этот уже у воды. Но запаску не открывает. Что же с ним такое?! Подобрали его с катера. У Кондакова то место, на чем сидят, все синее. А я, говорит, посмотрел — меня не крутит, ровно иду. Ну, думаю, вода все-таки, запаску открывать не стал. Уже когда приложился о воду, понял, какая она твердая бывает...
И еще у С-4-В недостаток был. Сидишь в самолете, чуть поерзал, парашют и раскрылся! Потом уже сделали ПВ-2. Другое дело!
Испытывали мы и аппарат ИДА. Надо было проверить, что в аппарате может сломаться при скорости выброски 500 км/ч. Летим на Ан-12, высота 1100 м. Самолет идет с нагрузкой, оставляя четыре грязных шлейфа. Сначала выкинули манекен. Смотрим, что с аппаратом. Во-первых, слабо закреплены регенеративные коробки, во-вторых, шток клапана пробивает при ударе дыхательный мешок. Потом прыгнул сам.
Теперь встал вопрос, с какой высоты можно прыгать. Заложили сразу 12000 м. Командировали меня на завод “Звезда” для тренировок в барокамере. Нацепили на меня датчики. Надеваю белье водолазное, гидрокостюм, парашют, аппарат, ласты... Заморозили до -600С, подсоединили кислород, сами из барокамеры выскочили. Сижу, начинаю постепенно околевать. В первую очередь мерзнут локти и колени.
Полчаса дышу чистым кислородом, начинается десатурация — азот из крови выходит. Начали подъем. Перед глазами высотомер, самописцы. Гидрокостюм надуваться начал, перчатки раздуваются, вокруг вакуум создается. Врачи в иллюминатор наблюдают — потеряю сознание или нет. Дошли до 12000 м. Начинаем спуск, включили вентилятор и остатки воздуха начали гонять по камере — имитировать свободное падение. Постепенно давление нарастает, костюм обжиматься начал. Сначала скорость снижения 170 м/сек. Но чем ближе к “земле”, тем падение медленнее, дошло до 50 м/сек. Уже после барокамеры стало ясно, что матроса срочной службы с 12000 м бросать не следует. Даже испытатели, когда с такой высоты прыгают, еле шевелятся и не полностью себя контролируют. Убедился в этом на собственном опыте. Поэтому написали рекомендацию: десантировать с высоты не более 8 - 8,5 тысячи метров. Так до сих пор и поступают.
Как стал работать в КБ Трошина? Знаком я с ними был еще с пятидесятых. Первые “Протеи” помогал испытывать, да и потом часто вместе приходилось работать. В 74-м, когда встал вопрос об увольнении в запас, перешел работать сюда, в ОКБ подводной техники. Больше четверти века здесь тружусь. Попутно в водолазной школе преподавал. Работа в радость. Правда, неба не хватает. Я ведь с детства об авиации мечтал...

Вот такая у человека судьба. Море и небо, спуски на огромные глубины и прыжки из стратосферы. Валентин Сергеевич Авинкин стоял у истоков спецназа ВМФ и много сделал для того, чтобы этот спецназ был на должном уровне и по боеготовности, и по техническому оснащению.
Летом 2000 года Валентин Сергеевич провел на Балтике, в открытом море, завершающие испытания очередной разработки КБ Трошина — нового буксировщика “Сом”. Спецназовцы не стареют!

Подготовил Виктор ИВАНОВ
Фото из архива автора


_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
более полный текст: http://statehistory.ru/books/S--Kozlov-i-dr-_Spetsnaz-GRU-2--Voyna-ne-okonchena--istoriya-prodolzhaetsya/

От борт-стрелка до водолаза

Водолазом я стал случайно. Вообще мечтал об авиации. Перед самой войной подал заявление во 2-ю Ленинградскую спецшколу ВВС и был зачислен. Блокада, обстрелы, бомбежки, строительство оборонительных сооружений. Спустя некоторое время школу решили эвакуировать через Ладогу. Оказались мы на Горном Алтае. А весной 1944 года нам вдруг предложили вместо бортстрелков стать водолазами. Решился я не сразу. Незадолго до этого мы смотрели фильм «Гибель Орла» о водолазах ЭПРОНа. После него осталось ощущение, что водолаз должен быть огромного роста и иметь железное здоровье. После долгих раздумий все-таки согласился и в результате попал в Балаклавскую школу, которая была эвакуирована на Байкал. Преподавали в ней такие «киты» водолазного дела, как Шпакович, бывший в школе начальником учебной части, и другие легендарные личности, которые работали в ЭПРОНе с первых дней и, можно сказать, сами его и создали. Майор Хандюк гремел на Севере еще до войны. О подъеме «Малыгина», в котором он участвовал, в ту пору много писали. Одним словом, учителя были хорошие и учили хорошо. Никогда не забуду первые спуски в Байкал. Прозрачность воды такая, что страшно отрываться от трапа, кажется, что упадешь на грунт. Спускались со льда. В майну, прикрытую палаткой, на сорок метров в глубину видно, как водолаз копошится.

Потом школу перевели обратно в Балаклаву. Работы было много. Поднимали трупы, убирали со дна боеприпасы. Распределение выпросил на Балтику, поближе к родному Питеру. Прибыл на Набережную Красного флота, 34, в Управление аварийно-спасательной службы. Сейчас в этом здании военно-морская поликлиника. Построили нас и распределяют кого куда, го Слышу: «Авинкин! На Колыму!». Думаю: «Ничего себе попал!». Оказалось, что «Колыма» — затонувшая в порту землечерпалка. Взрывали лед вокруг нее, вели другие подготовительные работы. А рядом весь пробитый, дырявый стоял крейсер «Аврора». Скоро поняли, что пока лед стоит, «Колыму» не поднять. Его взрываешь, а он снова намерзает. Решили оставить до весны.
Нас же отправили в 143-й отряд подводно-технических работ (ПТР), которым командовал полковник Б.С.Казин.

Становление водолаза

Отряд был сформирован на Ладоге, а располагался в тот момент в Риге. Поднимали затонувшую технику, расчищали порт, разминировали стенку, строили мост для прохода войск. Рядом добивали Курляндскую группировку. В отряде отработал пять лет. За это время много чего было. Работал на подъеме ледокола «Алеша Попович», получил квалификацию глубоководника.
В 1948 году стояла задача отработать в трехболтовом скафандре «на воздухе» глубину 100 метров, а по возможности на 3-5 метров больше (в те годы предельной глубиной спуска считалась глубина 110 метров).
В результате азотного наркоза всем хватило. Проявлялось это по-разному. Чувствуешь, что темнота вокруг тебя начинает вращаться. В голове гул. Убеждаешь себя, что ничего не вращается. Ведь я же стою на грунте. Одному привиделся паровоз, к другому мальчик нищий приставал: «Дай копеечку!». Некоторые заговаривались, ерунду всякую городили. Таких водолазов сразу начинали поднимать...
В апреле — мае 1950 года принимал участие в поисках американского самолета-разведчика Б-29. Об этом немного подробнее. Он давно портил нервы нашему командованию. Скорость у него хорошая, аппаратура отличная, да и пилот опытный. Пользуясь этим, он постоянно нарушал границу, а посадить его никак не удавалось. Пока истребители взлетают, его и след простыл.

Поставили задачу опытным перехватчикам, которые войну прошли. Разработали план, потренировались и 8 апреля перехватили. На предложение следовать на посадку не отреагировал и стал уходить. Наши получили приказ: «Выполняйте «Молнию» и ударили из всех стволов. Самолет удалился в сторону моря. («Известия» 27 апреля 1992 года).
12 апреля 1950 года я с группой водолазов прибыл в Лиепаю. Поиск начали с 30 метров, к концу мая дошли до 80. Самолет, в конце 5 концов, нашли и все, что можно, с него подняли, но я уже этого не застал. В конце мая меня сняли с работ по его поиску и откомандировали в Балаклаву на курсы водолазных специалистов. Там собрали опытных водолазов со всех флотов. Всего в группе было двадцать один человек. Окончив курсы, я снова попал на Балтику. Работали в гелиокислородных скафандрах ГСК-3, рассчитанных на глубину 200 метров. Подъем на поверхность осуществлялся с помощью водолазного колокола. Снаряжение это в то время было новым. Мы отрабатывали задачи по оказанию помощи подводной лодке. Поиск, работы на глубине. Занимался и судоподъемом. До конца 1955 года служил водолазным специалистом в АСС Балтийского флота. Но потом судьба сделала крутой поворот.

У истоков спецназа ВМФ

В начале 1956 года мне предложили должность водолазного специалиста во вновь сформированной на Балтике морской части специального назначения. Несмотря на то, что профиль службы теперь сильно менялся, я дал согласие.
Сейчас различные авторы почему-то пишут, что наша часть была первой. Однако это не так. На самом деле первая часть была сформирована на Черном море, в Севастополе. Оттуда прибыл наш командир, Георгий Владимирович Потехин. В Севастополе он был заместителем командира части. С ним прибыли несколько офицеров и матросов для организации части на Балтике.
Когда пришел приказ о моем переводе, я прибыл в часть и приступил к приему должности и всего водолазного хозяйства. В то время оно включало в себя 73 аппарата ИСА-М48, двадцать аппаратов ИДА-51, гидрокостюмы и ВСОН (водолазное снаряжение особого назначения). В этом снаряжении по дну топали, ласты у нас позже появились. Была камера всплытия. Открывался «кошелек» на шлеме, на ногах свинцовые задники, на поясе чугунные груза и катушка всплытия. Можно было прицепить на катушку груза, аккуратно всплыть, осмотреть в специальный водолазный перископ берег и поверхность, а потом опять спуститься и продолжать движение. Такое у спецназа было тогда снаряжение. В этих местах в войну работала рота особого назначения (POH) под командованием Ивана Васильевича Прохватилова. Так они даже тренировались под водой менять кислородный баллон. Причем никаких байонетных соединений не было. Брали гаечный ключ, отворачивали один баллон и прикручивали другой. Вообще у ветеранов POH опыт войны был бесценный.

Опыт войны

В 1951 году, когда я был в Балаклаве, приезжали туда дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов, который на Севере отрядом командовал, и Прохватилов Иван Васильевич, прокомандовавший РОН от ее создания до расформирования, для съемок учебного фильма о действиях разведки флота. Задача фильма была показать, что мы можем и умеем на тот момент, а также перспективы развития и другие аспекты боевой подготовки. В фильме снимались флотские разведчики, которые войну прошли под их командованием и знали, что и как надо делать, чтобы задание выполнить и живым вернуться. Любо-дорого было смотреть на их работу. Снимали выход из торпедных аппаратов, высадку на резиновых лодках, десантирование с парашютом на воду. Парашютов водолаза (ПВ) в то время еще не было, и прыгали на обычных десантных. Запечатлели, как оружие к заброске готовят. Автоматы еще ППШ были. По тактике снимали разведгруппу в поиске, как она передвигается, как следы запутывает... Этот фильм и сейчас можно как учебное пособие показывать. Позже сняли цветной с современной техникой. Носители «Сирены» и буксировщики «Протеи», подводное оружие. Этот фильм консультировали фронтовики, но сами в съемках не участвовали. Поэтому не то получилось. Одно дело, когда на экране человек, который всю войну в разведке прошел, а другое — матрос срочной службы, которого хоть и выучили, но на своей шкуре, рискуя жизнью, он эту методику не опробовал.

Мелочей в водолазном деле нет

Приступили к тренировкам в части. Отрабатываем тему «Выход из подводной лодки». Сначала просто шлюзовались через торпедный аппарат, потом придумали шлюзовую ванну, которая крепится к торпедному аппарату. Давление в отсеке выравнивается с забортным. Торпедный аппарат и ванна заполняются водой, открываются обе крышки торпедного аппарата, и группа начинает выходить один за другим. Польза от изобретения ванны была большая. В то время готовили переподготовщиков. Люди они в летах и зачастую заниматься этим не очень хотели. Но с ванной даже их по сто человек в день, а иногда и больше, пропускать удавалось. Бывали и нештатные ситуации. Как-то работали с новым командиром лодки. Спрашиваю: «С ванной работали?». Отвечает: «Работал». Ложимся на грунт. Глубина двенадцать метров. Задули первый и второй отсек, сравняли давление с забортным, открыли переднюю крышку торпедного аппарата. Вроде бы все в порядке, но чувствую, что что-то не так.

- Все нормально? — спрашиваю командира.
- Нормально!

Первый пошел в торпедный аппарат, и тут я заметил, что уровень воды в ванне понижается, а это означает, что давление в отсеке выше забортного, то есть лодка всплывает. Даю команду водолазу вернуться в отсек. Успел схватить его за ноги. В аппарате раздался булькающий звук, и воздух со страшной силой начал выходить из отсека. В отсеке туман. Воздух вышел, в отсек хлынула вода. Даю команду: «Дать воздух в отсек!». Люк во второй отсек захлопывается, грохот воздуха высокого давления, туман. У меня в отсеке двадцать водолазов. Им что? Переключились на аппарат и все, а мы с командиром барахтаемся в холодной воде. Полдня потом ее откачивали. А что получилось. Командир положил лодку на грунт с плавучестью, близкой к нулевой. Когда первый водолаз вышел, лодка облегчилась, нос чуть приподнялся, и через открытый торпедный аппарат в отсек хлынула вода. Страхующий водолаз, обеспечивавший выход снаружи, так получил воздушной струей, что долго кувыркался, не понимая — где верх, а где низ.
С тех пор командир заполнял балластные цистерны так, чтобы с запасом припечатать лодку к грунту. Я же получил урок: «Доверяй, но проверяй! Мелочей в водолазном деле нет!».

Проверено на себе и десантирование...

В то время еще не было четких методик и рекомендаций по спецназовским делам. Что можно, а что нельзя делать приходилось проверять на себе. Например, на какой скорости можно в го снаряжении прыгать с катера? Неизвестно, как лучше прыгать — лицом или спиной вперед, с борта или с кормы? Прыгали в кильватер с торпедолова. Приходилось сначала все делать самому. Не посылать же матроса, когда неизвестно, чем все это закончится. Потом начали отрабатывать подъем водолаза на вертолет с помощью лебедки, а также спуск с вертолета. Отрабатывали четкие действия при посадке на судно, высадку на острова, взаимодействие, сигналы, работали с резиновыми лодками, десантировались на воду с парашютом.

...И тактика

Однажды часть получила задачу во время учений силами водолазов-разведчиков заминировать крейсер. К тому времени мы уже начали плавать, получили ласты и костюмы ГПК-4. Ласты были отвратительные, на гидрокостюм не лезли. Приходилось переделывать самим, вырезая их ножом изнутри. В комплект подводного диверсанта входил аппарат ВАР-52 (водолазный аппарат регенеративный). Но матросы эту аббревиатуру расшифровывали по-своему — водолазный аппарат разведчика. Аппарат имел три дыхательных трубки, одна вдоха и две выдоха. Выдох по одной из них поступал в коробку ХПИ (химопоглотитель известковый), а по другой в коробку с регенеративным веществом. 
Крейсер, который предстояло минировать, стоял у причала в Таллиннском порту, на ремонте. Пошли мы со старшиной 2-й статьи Карповым Виктором Ефимовичем. На кораблях объявлена повышенная готовность. Матросы на шлюпках вокруг кораблей ходят и баграми в воде шуруют. Мы проплыли под водой под всеми кораблями. Маршрут заранее прикинули: транспорт, два эсминца, снова транспорт, баржи... Вода прозрачная, ночь светлая. Штиль. Из-под воды корабли отлично видно. Шли без связок, визуально. Подобрались к крейсеру, установили две магнитные мины, вернулись и доложили. На крейсере суета началась. Опускают фару, водолаза спускают. Смотрим, груза надели, а гидрокомбинезон не зажгутовали. Говорю: «Давай подойдем, ведь утопят парня». Да и толку от его спуска никакого. Как он один все днище крейсера осмотрит? Подошли на катере, предложили: «Давайте сами снимем!». Они были не против. Сходили, сняли. Мины продемонстрировали.

Тогда же провели учения с выходом из торпедного аппарата и последующей атакой объекта. Наша группа высадилась на полуостров Пальяссааре в Таллиннской бухте, захватила склады и условно уничтожила. После этого атаковали базу ВМФ в Таллинне. Первоначально в план входила высадка на рейде двух парашютистов-водолазов. Они должны были установить на бонновое заграждение термитные шашки. Шашки должны были прожечь боны, в результате этого они утонут и лишат порт боннового заграждения. В последний момент командование решило, что это будет слишком дорого, и парашютисты получили задачу минировать другие объекты. В книге А.Тараса «Подводный спецназ» эти действия описаны как имевшие место, но на самом деле они только планировались.

Освоение подводных средств движения

Поработал и над освоением отечественных ПСД. Действительно, много ли можно пройти пешком по грунту или даже проплыть на ластах? А ведь плавание — не самоцель — силы нужны для выполнения задания и возвращения домой. Двухместный носитель водолазов «Сирена» и одноместные буксировщики «Протей» и «Протон» существенно расширили наши возможности. Но освоение их проходило очень непросто. Совместно с разработчиками осваивали и «доводили до ума» этот новый вид техники. Особенно нужно сказать о выходе ПСД из трубы торпедного аппарата подводной лодки. С буксировщиками проще. Водолазы с буксировщиками помещаются в торпедный аппарат, открывается передняя крышка, и они выходят, толкая буксировщики перед собой. Сложнее с носителями. Есть разные способы. Можно зарядить носитель в торпедный аппарат вместе с водолазами и потом вытолкнуть наружу штанговым толкателем, а потом запустить винты. А можно в один аппарат зарядить носитель, из другого выпустить водолаза и опять же вытолкнуть носитель штанговым толкателем, который входит в штатное оборудование лодки. Когда с этим работаешь постоянно, то вроде бы все просто, но когда подводники видят все это впервые - у них шок. Шутка ли, на ребят надевают гидрокостюмы, аппарат, они садятся в торпеду, их заряжают в торпедный аппарат... И это матросы срочной службы?! Поначалу, в 50-х - 60-х, пока все вопросы не отработали, разные случаи бывали. Например, заклинило как-то «Сирену» в торпедном аппарате. Ни туда, ни сюда. Четыре часа возились. Слава Богу, что без людей. Экипаж лодки на нас как на инопланетян смотрел.

Первые прыжки из вертолета на воду

В начале шестидесятых стали отрабатывать методику выброски на воду из вертолета. Толчком послужил трагический случай, произошедший в вертолетном полку, который обеспечивал космические объекты. Вертолетчики полка обучены были садиться на корабли и обеспечивали поиск и подъем всего, что из космоса в океан падало. В полку была своя группа аквалангистов. Они-то и начали отрабатывать высадку водолазов из вертолета и сразу получили негативный опыт. А дело было так. Вертолет стоял на площадке, а полностью одетый аквалангист долго сидел на жаре. И вертолет, и водолаз раскалились. Наконец взлетели. Подошли к объекту, спустили аквалангиста на лебедке. У воды он отцепился и исчез. Цепляют второго, а про первого забыли... Через два часа нашли его на грунте. Мертвого. Сначала перегрев, затем резкое охлаждение, сосуды и не выдержали.

Через некоторое время смотрю в кино, как американцы на свои космические корабли, упавшие в воду, с вертолетов прыгают. Без всяких лебедок. Думаю, надо попробовать. Командир был в отпуске. На свой страх и риск планирую работу с вертолетом. Начальник штаба по неведению дал «добро». Взлетаем на Ми-4, за штурвалом командир полка Белан. Думаю — кого пустить первым? Если сам первым прыгну, то кто остальных выпустит? Со мной были Юрий Николаевич Шитов и Геннадий Иванович Захаров (впоследствии контр-адмирал). Решил первым Шитова пустить, поскольку с вышки он лучше всех прыгал. Подлетели. На воде уже плавсредство дежурит, чтобы все «по уму» было. Тут борт-техник жмет кнопку «Пошел!». Я ему: «Погоди, здесь я командую». Зависли. Спрашиваю командира: «Сколько высоты?». Отвечает: «Десять метров». Сам смотрю, но мне кажется, что больше. Говорю Шитову: «Давай!». Юра прыгнул, долго уменьшался в размерах, наконец, вошел в воду. Всплывает и показывает, что все нормально, но высоко. Спрашиваю командира: «А ниже можно?». Он качает головой. А я ему: «А если не висеть, а идти с малой скоростью?». Он разворачивается и идет по приборам со скоростью километров 30 — 40. Другое дело! Стал выбрасывать по кругу. Все прошло хорошо. Потом нашли еще лучший вариант. Берем фал длиной семь метров с буйком и выбрасываем его за борт. Он наклонно идет за вертолетом. Если воды касается, значит — высота пять метров. Прыгать можно с комфортом. Но в этом деле была одна тонкость. На борт брали восемь человек, но бросать всех сразу нельзя. После отделения каждого вертолет становится легче и поднимается. Если всех бросить в один заход, то последний с семнадцати метров прыгать будет. Поэтому бросали в два захода по четыре человека, как можно плотнее друг за другом. Отработали. Все нормально. Теперь надо попробовать с дыхательным аппаратом. Аппарат тогда был ИДА-59П. С ним прыгал сам. Все прошло нормально, только часы потерял. Забыл, что при входе в воду воздух через манжеты вырывается.

С неба под воду

Потом стали поступать парашюты для выброски на воду. Сначала С-4-В. Начали его испытывать на разных высотах и скоростях. Помню испытания в Феодосии в 1962 году. Надо было этот парашют испытать на скорости выброски 300 километров в час. Самолет Ли-2 с огромным трудом эту скорость развивает. Других же в нашем распоряжении тогда не было. Прыгали с 1100 метров с задержкой раскрытия десять секунд. Набрали полторы тысячи метров и пошли со снижением, иначе нужной скорости не наберешь. Самолет весь трясется, поскольку на такие полеты не рассчитан. Начинаю выпускать. Смотрю, у кого крышка от аппарата полетела, у кого ласты сорвало, у кого что. Но это ничего. Главное, о, парашюты сработали, и все удачно приводнились.

Потом сидели и списывали унесенное ветром имущество. Под это дело списали и то, что раньше пришло в негодность.
— Гидрокостюм?
— Пиши: «Во время испытательных прыжков сорвало динамическим ударом».

У парашютов С-4-В был серьезный недостаток — соты для укладки строп были изготовлены из тесьмы. После намокания они здорово садились и из-за этого нередко случались перехлесты. Как-то в Калининграде прыгали на залив в водолазном снаряжении, у Кондакова стропа перехлестнула купол точно через центр - глубокий перехлест. Купол у С-4-В и так маленький и весь в конструктивных отверстиях, на нем на сушу и прыгать-то нельзя, а тут еще перехлест! Смотрю с самолета - Господи, помилуй! Все летят п-чти рядом, а этот - уже у воды, но запаску не открывает. Почему - не пойму. Когда подобрали его с катера, у него все, на чем сидят, синее было.
— Почему запаску не открыл?
— А я посмотрел, меня не крутит, иду ровно. Думаю, что ее открывать? Вода все-таки. Уже когда приложился, понял, что и она твердая бывает.

Другой недостаток, который был у С-4-В — это очень чуткая расчековка. Сидишь в самолете, чуть поерзал, а он ПЫХ! И раскрылся. Потом уже сделали ПВ-2. Совсем другое дело.

Поиск допустимых скоростей

В Киржаче испытывали, какую скорость выброски может выдержать аппарат ИДА-59П. Нужно было проверить, что в аппарате может сломаться при скорости выброски 500 километров в час. Съездил с Орехово-Зуево, получил ХПИ, в Мытищах — контрольно-проверочную установку. Приступили к работе. Согласно заданию, скорость надо было набирать постепенно: 200, 300, и так далее. Я рассудил так. Если что на скорости 300 не сломается, а сломается на четырех сотнях — запаса прочности все равно нет. Поэтому будем бросать сразу на скорости пятьсот.
АН-12 идет с нагрузкой, оставляя в воздухе четыре грязных шлейфа. Высота 1100 метров. Отработали. Смотрим. Что с аппаратом? Во-первых, слабо закреплены регенеративные коробки, во-вторых, шток клапана пробивает при ударе дыхательный мешок. А редуктор? Что ему сделается — детали крепкие.

...И высот

Теперь возник вопрос выяснения максимальной высоты. Заложили сразу 12000 метров. Командировали меня на завод, где имеются барокамеры. Сначала проводили тренировку в барокамере. На тело прикрепили датчики. Надел водолазное белье, гидрокостюм, парашют, аппарат, ласты. Одним словом, все, что полагается. Камеру заморозили до минус шестидесяти, подсоединили кислород, а сами выскочили. Сижу, начинаю околевать. В первую очередь мерзнут локти и колени. Полчаса дышу чистым кислородом. 
Начинается десатурация — азот из крови выходит. Начали подъем. Перед глазами высотомер, самописцы. Гидрокостюм надуваться начал, перчатки раздуваются, вокруг вакуум создается. Врачи в илюминатор смотрят — потеряю сознание или нет. Дошли до 12000 метров. Начинаем спуск. Включили вентилятор, и остатки воздуха начали гонять по камере — имитация свободного падения. Постепенно давление нарастает, костюм обжиматься начал. Сначала скорость снижения — 175 метров в секунду, а чем ближе к «земле» — тем медленнее. Дошло до пятидесяти метров в секунду, уже после барокамеры стало ясно, что матроса срочной службы с двенадцати тысяч бросать нельзя. Не дай Бог, запаска откроется. Пока парашютист снизится, ему от парашютного прибора дышать кислородом. Даже когда мастера-испытатели с такой высоты прыгают, еле шевелятся и не полностью себя контролируют. Написали рекомендацию: «Десантирование допускается не выше восьми тысяч метров». Так в инструкции и осталось.

Говоря об испытательных прыжках, с особой теплотой вспоминается работа с такими асами, как испытатели-парашютисты: Валерий Герасимович Галайда и Олег Борисович Аблеков.

Главное - не бояться ответственности

Любой спецназ держится на энтузиазме одиночек. Когда собирается коллектив энтузиастов, получается самый лучший результат. В конце пятидесятых, начале шестидесятых годов все вопросы подготовки личного состава и освоения снаряжения решались на уровне командования части. Минимум директив и указаний из штаба ВМФ. Что можно и что нельзя, решали сами. Правила тоже сами создавали. Если что-нибудь делать нельзя, запрещали, но предварительно убедившись на личном опыте — действительно нельзя. Новые образцы снаряжения, которые изобретала «наука», испытывали сами и решали, подходит или нет. Если с изделием с трудом работал опытный водолаз, то понятно, что матрос им пользоваться не сможет. Но самое главное в том, что в то время во главе спецназа стояли люди, прошедшие войну в разведке. Они не боялись принять решение и взять ответственность на себя. Побольше бы таких сейчас.

Работа в ОКБ

Служба была интересная и частично позволила реализовать мечту о небе. Если не летал, то хоть попрыгал с парашютом достаточно. Однако к 1974 году встал вопрос об увольнении в запас. Дело свое, к которому всей душой прикипел, бросать было жаль. Еще
в пятидесятых, когда первые «Протеи» испытывал, познакомился с руководителем ОКБ подводной техники Ленинградского Кораблестроительного института Трошиным. Потом много вместе приходилось работать. После увольнения в запас перешел под его начало. Попутно преподавал в водолазной школе. Двадцать шесть лет в ОКБ отработал. С уверенностью могу сказать, что мы делаем одни из лучших буксировщиков в мире. Принесли нам как-то на испытания американский буксировщик. По документам скорость три узла, запас хода немереный. Весь разрисованный. Думаю, только бы в бортик бассейна не врубиться на такой-то скорости. Включаю. Стою на месте. Смотрю, винт вращается. Если лечь на него и ластами работать, то немного начинает тащить. Буксировщик же с ручками — вообще маразм. Я в свое время под ручки приспособил «Протей-2». У него скорость всего около двух узлов, но через десять минут я рук уже не чувствовал. При этом вода была не слишком холодной. После этого пусть кто-нибудь мне докажет, что так можно долго плавать. Я не хочу огульно ругать все импортное. Наверное, и на них есть что-то толковое, однако мне за мою долгую практику не попадалось. Вообще наши буксировщики еще и довольно безопасные. На моем веку не помню ни одной баротравмы. Нужно только соблюдать меры безопасности и пилотировать ПСД строго по глубине. Все баротравмы и другие водолазные болезни, полученные при пилотировании буксировщиков, — это следствие недоученности. Никогда не стоит забывать, что два узла — это метр в секунду. На вертикальном подъеме такая скорость, безусловно, опасна, а чем ближе к поверхности, тем выше риск. Некоторые не думают об этом, и начинают фигуры высшего пилотажа крутить...

Недавно ОКБ создало новый буксировщик «Сом». Этим летом на Балтике в условиях открытого моря провел завершающие испытания. Работа любимая, правда, душе авиации не хватает. Есть мечта на параплане полетать...
Вот такая у человека судьба. Море и небо, спуски на огромные глубины и прыжки из стратосферы. Он стоял у истоков создания спецназа ВМФ и очень много сделал для повышения его боеготовности и технического оснащения. Время идет. И фамилию Авинкин, который был и остается живой легендой спецназа, уже знают не все. Но помнить ее и ряд других, таких как Бекренев, Прохватилов, Савичев современные спецназовцы должны, как должны и знать историю создания своих частей. Кто не помнит прошлого, у того нет будущего...

(Записал В.Афонченко, обработал С.Козлов)


_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Пока прочитал только первый пост.
Приятно, что упомянули Феодосию =). Был у нас испытательный центр.
И сирены тоже у нас на гидроприборе выпускали. Так что я, можно сказать, в теме Laughing Laughing


_________________
Мы тоже ныряем с аквалангом... иногда....
http://diving-orjo.ru
http://vk.com/divingorjo
View user's profile Send private message Посетить сайт автора
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
вот на выставке у Королёва книгу купил очень интересную
http://www.morkniga.ru/p814414.html

там про кучу разных ПСД...
в том числе и эти истории там есть, и другие и от Авинкина и пр..
(в электронном виде не нашёл, сори)


_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Командир Роты особо назначения, Прохватилов Иван Васильевич.



_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
http://web.archive.org/web/20061003102809/http://www.bratishka.ru/archnumb.php?statnum=2006_5_14
АРСЕНАЛ: Парашют для ластоногих

ИСПЫТАНИЕ

ОСЕНЬ в Приморье — самая красивая пора. В один из ясных дней середины октября 1978 года в голубом, прозрачном небе над Владивостоком и Уссурийским заливом на высоте 8 тысяч метров одиноко кружил транспортный самолет, принадлежавший ВВС Тихоокеанского флота. В полутемном грузовом отсеке Ан-12 темнели четырнадцать силуэтов парашютистов. Тринадцать из них сидели на контейнерах, закрепленных на ленточном транспортере. Даже при дневном свете в зеленых водолазных комбинезонах, с дыхательными аппаратами и с парашютами на них пассажиры производили настолько фантастическое впечатление, что трудно было понять, кто же это на самом деле. Однако опытный взгляд наблюдателя без труда бы угадал в резиновых чехлах, висящих на парашютистах, очертания автоматов АКС-74.
На своих контейнерах с оружием и разведывательной техникой, упакованной в специальные резиновые грузовые мешки, сидели водолазы-разведчики спецназа ВМФ. Тонкие шланги соединяли их дыхательные аппараты с бортовой кислородной системой.

Четырнадцатый — выпускающий с кислородной маской на лице — периодически обходил отсек, заглядывая всем парашютистам в маски. Время от времени он потряхивал кого-либо за плечо. Дремать нельзя.
Спустя четыре часа полета выпускающий напоследок обошел всех парашютистов, увидел тринадцать поднятых вверх больших пальцев и дал знак отсоединяться от бортовой системы. Шланги, подававшие кислород, безжизненно повисли. Парашютисты теперь дышали от собственных дыхательных аппаратов ИДА-71П. Нервно подрагивая, открылись створки грузового люка самолета, наполнив салон грохотом и запахом отработанного керосина. На табло загорелась желтая лампа, подавая десанту сигнал: "Приготовиться!". Выпускающий прижался спиной к стене гермокабины. Парашютисты наклонили головы и обхватили руками запасные парашюты. Зажглась зеленая лампа, и транспортер, включенный штурманом с пульта грузовых систем, пришел в движение. Первым, наклонившись влево, ушел в пустоту парашютист с левой ленты транспортера. Вслед за ним спустя 0,7 секунды ушел парашютист с правой ленты. Остальные шли с тем же интервалом, и уже через 10 секунд в грузовом отсеке Ан-12 никого не было.
А недавние его пассажиры мчались вниз, к морю, на стабилизирующих парашютах. В стекле маски водолазов-парашютистов периодически мелькал далекий берег.
Как только закончилось время стабилизации, установленное командиром группы, над головой первого парашютиста белой лентой мелькнул и с хлопком раскрылся основной парашют. Тотчас же открылись и парашюты других разведчиков. Осмотревшись по сторонам и убедившись, что вокруг никого нет, командир группы вывел кольца крепления запасного парашюта из скоб и, нащупав левой рукой кольцо на контейнере, резко рванул его вверх. Контейнер ИКД-5, увлекая за собой запасной парашют и ранец основного, полетел вниз. Через несколько секунд контейнеры всех остальных парашютистов болтались под ними на пятнадцатиметровых стренгах. Парашютисты, сняв с предохранителя замки ОСК, положили руки на их гашетки в ожидании момента, когда контейнер коснется воды. И вот оно — касание, которое сразу заметно из-за резкого снижения скорости падения. Секунда, другая — и отжатые гашетки замков ОСК отпускают свободные концы основного парашюта. Освободившись от груза парашютиста, купол сначала как бы взмывает обратно в небо, но тут же, теряя форму, медленно опускается в воду. Парашютисты, ставшие водолазами, плюхаются в воду. На стренге, прикрепленной двумя карабинами к поясу водолазов, рядом плавают контейнеры, еще на берегу вывешенные в нулевую плавучесть, а рядом на поверхности запасные парашюты. Недалеко белеет пятно купола основного парашюта. Снизу, из-под воды, он выглядит как большая медуза с опущенными вниз щупальцами силовых лент и свободных концов.
Подтянув к себе за стренгу контейнеры, водолазы отстегнули запасные парашюты, ранцы основных и, отсоединив от пояса карабины стренг, остались с контейнерами. Короткое всплытие на поверхность, соединение стренгами в сцепку, жест командира в направлении берега, и разведгруппа специального назначения, ориентируясь по компасам, встроенным в контейнеры, на ластах пошла к берегу. Впереди их ждет высадка, маскировка водолазного снаряжения, стремительный уход в глубь суши от линии берега и ведение разведки в глубоком тылу противника. А парашюты спустя двадцать-тридцать минут намокнут и пойдут ко дну, не оставив на глади моря и следа от недавнего приводнения группы.
Так закончились испытания парашютной системы водолаза-разведчика специального назначения ПВ-3.

О КОМПЛЕКСЕ

МОРСКОЙ парашютный комплекс с основным парашютом ПВ-3 был разработан НИИ автоматических устройств для замены устаревшего и ненадежного С-4В. Собственно, С-4В являлся модернизацией спасательного парашюта и не позволял десантироваться на сушу. Это вынуждало иметь на складах ПДИ частей спецразведки флотов два комплекта парашютов. Один — для прыжков на сушу, а другой для прыжков на воду.
В 1974 году началась разработка универсального парашютного комплекса, который позволял бы совершать прыжки с парашютом как на сушу, так и на воду.

С начала и до конца разработку вел известный парашютист-испытатель 1-го класса В.Голойда, который первым в мире десантировался в боевой машине десанта. Фактически заново были разработаны и основной, и запасной парашюты, а также контейнер ИКД-5 серии 2.
В процессе доводки системы испытателями НИИ АУ и ГНИКИ ВВС были выполнены несколько тысяч прыжков с парашютом. В силу специфики водолазного дела в испытаниях постоянно принимали участие офицеры, старшины и матросы разведывательных частей специального назначения всех флотов. Большой вклад в разработку внесли испытатели НИИ АУ, подполковники А.Илларионов и В.Катков из ГНИКИ ВВС, подполковник В.Раевский из ВП ВВС, а также капитан 1 ранга А.Криковцев из РУ ГШ ВМФ, полковник В.Поздняков — заместитель командира 17-й бригады специального назначения Черноморского флота, капитан 1 ранга Ю.Невдачин из разведки Тихоокеанского флота и многие другие. Не обошлось, к сожалению, и без потерь. На испытаниях ПВ-3 трагически погиб испытатель ГНИКИ прапорщик Б.Попов.
Специально для этого комплекса были разработаны парашютная модификация изолирующего дыхательного аппарата ИДА-71П, гидрокомбинезон ГК-5М-2, а затем УКГ-4 и контейнер ИКД серии 2.
Парашютная система водолаза в принципе представляет собой обычный десантный парашют типа Д-5, Д-6. Основные отличия ПВ-3 заключаются в том, что из-за большой полетной массы парашютиста, которая достигает 180 килограммов, площадь стабилизирующего устройства была увеличена. Кроме того, из-за необходимости отцепки купола при приводнении основной парашют имеет два замка отсоединения свободных концов ОСК. И наконец, конструкция парашютной системы ПВ-3 обеспечивает возможность монтажа на подвесной системе дыхательного аппарата ИДА-71П и размещения пояса с водолазными грузами. Обеспечено надежное крепление на подвесной системе манометра ИОА-710с и гарнитуры станции звука подводной связи МГВ-3.
Запасная парашютная система З-2В серии 2 разрабатывалась специально для работы с ПВ-3. Она имеет откидную рамку-пружину для отбрасывания купола запасного парашюта в воздушный поток из затенения, которое создает контейнер ИКД-5 серии 2.
Индивидуальный контейнер десантника ИКД-5 серии 2 имеет обтекаемую форму для плавания в воде, ручки для удобства управления им под водой и компас КИ-13. Устанавливается на лентах транспортера ТГ-12м в шахматном порядке, семь с левого борта и шесть с правого. Контейнер имеет специальные резиновые соты для крепления мест сидящего парашютиста.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ВОДОЛАЗНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

ГИДРОКОМБИНЕЗОН ГК-5М2 (УГК-4) создавался специально для прыжков с парашютом. В отличие от ГК-5М-1 он не имеет замка объемного шлема, который в случае зацепления его стропами может привести к трагическим последствиям. Вместо объемного шлема у ГК-5м-2 обтюратор с маской ВМ-5.

Дыхательный аппарат ИДА-71П в отличие от универсального ИДА-71У может крепиться на подвесной системе парашюта ПВ-3. Дыхательный аппарат ИДА-71П снабжен гидроакустической станцией. Также в комплект ПВ-3 входит специальный пояс для крепления на нем водолазных грузов.
В комплексе применяются полуавтоматы парашютные комбинированные унифицированные ППК-У-240 АД при совершении прыжков на сушу или ППК-У-405А при совершении прыжков на воду.
Комплекс универсальный и может применяться при совершении прыжков на сушу без водолазного снаряжения с контейнерами ГК-30С и ГК-30 усп как зимой, так и летом.

ПАРАШЮТ-РЕКОРДСМЕН

В ИЮЛЕ 1986 года в Очакове офицерами 17-й обрСпН и РУ ГШ ВМФ на ПВ-3 были совершены прыжки с рекордно малой высоты. Группа парашютистов, в которую также входил и автор материала, прыгала с высоты 60 метров, а заместитель командира бригады полковник В.Поздняков поставил мировой рекорд предельно малой высоты десантирования, он прыгал с 50 метров и также на парашюте ПВ-3. После этого Сергей Галаев и Евгений Демин десантировались с оружием и снаряжением с рекордно малой высоты — всего с 80 метров. При этом материальная часть парашюта работала безотказно.
Несмотря на то, что ПВ-3 находится на оснащении частей спецназначения ВМФ около тридцати лет, он до сих пор в полной мере обеспечивает выполнение задач водолазами-разведчиками при десантировании как на сушу, так и на воду.


_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Интересно читать, спасибо!


_________________
Skype serg015051
Почта и майл-агент maruncov@mail.ru
Icq 600-569-450
View user's profile Send private message Отправить e-mail ICQ Number
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
скажем так, некоторые положения в последней статье спорные...


_________________
DUM SPIRO, SPERO!
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  

Виктор Афонченко


_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
и ещё его история про тушёнку https://topwar.ru/7684-podvodnaya-tushenka.html


_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
водолаз-разведчик в УГК-4 с парашютом ПВ-3



_________________
DUM SPIRO, SPERO!
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
"увидел тринадцать поднятых вверх больших пальцев и дал знак отсоединяться от бортовой системы"
так вот оно какое Русское ОК!

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):
"увидел тринадцать поднятых вверх больших пальцев и дал знак отсоединяться от бортовой системы"
так вот оно какое Русское ОК!

если читать внимательно, то можно понять, что речь идет не о знаках под водой.


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
какая разница, это визуальный знак
стандартный знак готовности у парашютистов (Кес имеет 3 прыжка)

неужели Вы думаете, что они в воздухе применяли один знак, а в воде другой?

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):

неужели Вы думаете, что они в воздухе применяли один знак, а в воде другой?

в чём сложность?


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
ОК знак международный, появился сравнительно недавно и могли ли водолазы в СССР знать этот знак?

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
в Фильме Скала когда группа прыгала в воду с вертолёта тоже показывали палец вверх, в воде не помню, дома найду этот момент сниму скрин

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):

ОК знак международный, появился сравнительно недавно

Laughing
Kes460 писал(а):
в Фильме Скала

угу, потрясная кинохроника.


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
какие Ваши доказательства?
Когда появился этот знак?
кем придуман? и почему все сразу о нём узнали и его применяли?
особенно секретные боевые плавцы в СССР, они что на международные конференции ездили и там договорились?

"если читать внимательно, то можно понять"(с Алексей 2018г)
там чувак пишет, что были первопроходцами сами создавали и испытывали все методики на себе...
разумно предположить, что военные люди имеющие опыт прыжков с парашютом использовали именно этот знак везде
99% людей которые далеки от дайвинга покажут именно этот знак на вопрос все ли в порядке

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):
плавцы

ПЛОВЕ́Ц, -вца, муж. Спортсмен, занимающийся плаванием, а также вообще тот, кто плывёт, плавает. Искусный п.
| жен. пловчиха, -и (о спортсменке).
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/161206

Kes460 писал(а):
там чувак пишет, что были первопроходцами

погугли ЭПРОН. например.
да и вообще, мировую историю водолазания.


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):

"если читать внимательно, то можно понять"(с Алексей 2018г)

что речь идет не об обычном водолазании.


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
По причине того, что в мире существует несколько десятков школ по обучению подводному плаванию, используемые жесты могут отличаться, поэтому перед погружением с малознакомым напарником желательно согласовать набор сигналов для обеспечения взаимопонимания под водой.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8B_(%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3)

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Кес, тебе этот знак инструктор показывал. выясняй, не француз ли он.




_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
ну так правильно - если не улыбаться и не подмигивать то "это не стоит внимания".


_________________
Милейший, я не узнаю вас в триме....
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
осталось выяснить, подмигивал ли инструктор Кесу.




_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
итак
1. в тексте автор прямо указывает, что знак готовности для боевых пловцов "палец вверх"

2. описываемые события происходили в закрытой стране в режиме секретности, персонажи не могли знать ОК, более того, знак ОК требует задействовать всю ладонь, когда знак "палец вверх" можно показать продолжая удерживать предмет.

с наибольшей вероятностью, что применялся знак "палец вверх"

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):

2. описываемые события происходили в закрытой стране в режиме секретности, персонажи не могли знать ОК,

Laughing


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
АлександрД писал(а):
В один из ясных дней середины октября 1978 года в голубом,

в 1987 я проходил обучение в московском клубе Дельфин.
все основные знаки, международные между прочим, нам преподавали.

гы! разведка добыла для Родины знак "пальцы колечком"!!!!

Laughing


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Кес, читай внимательно:


хочешь почитать книгу целиком (хотя ты вроде книг не читаешь, что тебе предлагают) - вот ссылка https://yadi.sk/d/_h4-uVr-3MhNHS


_________________
самое важное исправное оборудование - собственная голова © второй чайник (PADI **)
да, и конечно же спасибо Тэду Элдреду!
RTGA 000.102
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
АлександрД писал(а):
Кес, читай внимательно:

хотел сфоткать, да лень было в ящик лезть. Smile


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
кто знает телефон Авинкина
давай у него спросим

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
мой инструктор, сказал что всегда был ОК и на секретной подводной лодке тоже Sad

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):
мой инструктор, сказал что всегда был ОК и на секретной подводной лодке тоже Sad




Laughing


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
как? как они смогли все одновременно договориться?

View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Кес, не пристало юристу выводы превращать в доводы.

Kes460 писал(а):

как? как они смогли все одновременно договориться?

см. историю CMAS


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Kes460 писал(а):
мой инструктор, сказал что всегда был ОК и на секретной подводной лодке тоже Sad

это на секретной подводной лодке, а на совсем секретной был другой знак - палец возле виска... Yahoo!


_________________
DUM SPIRO, SPERO!
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
а, чем секретная ПЛ отличается от сов.секретной ПЛ?
просто, знакомый из второго управления интересуется.


_________________
Алексей Микешин. Инструктор КМАС**.
тел. 8-916-192-92-46.
View user's profile Send private message
Ответить с цитатой
Сообщение
Описание:  
Алексей писал(а):
а, чем секретная ПЛ отличается от сов.секретной ПЛ?
просто, знакомый из второго управления интересуется.
тем, что понятие секретная подводная лодка - это масло масляное (все ПЛ - режимные объекты), а сов.секретная подводная лодка - это масло масляное в мокрой воде Laughing


_________________
DUM SPIRO, SPERO!
View user's profile Send private message
Показать сообщения:
Ответить на тему    вывод темы на печать Страница 1 из 1
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
  


Дайвинг - рейтинг DIVEtop

Поддержать сайт на DIVEtop.ru :